Урок 2. Как выбирать акции

Самая необходимая информация о работе фондового рынка и практическое понимание этой сферы. Ничего лишнего.

Как заработать на покупке и продажи акции

Существует 2 возможности заработать на изменении стоимости ценной бумаги.

На покупке. По-другому это называется «длинная позиция» или «лонг».

  1. Покупаем акцию;
  2. Дожидаемся повышения цены;
  3. Продаем акцию. Прибыль = цена продажи – цена покупки.

Пример:
Купили за 100, продали за 150.  Прибыль: 150 – 100 = 50.

На продаже. По-другому это называется «короткая позиция» или «шорт».

  1. Берём акцию у брокера в долг и продаём по текущей цене;
  2. Дожидаемся ещё большего понижения цены;
  3. Выкупаем акцию и возвращаем их брокеру. Разницу оставляем себе. Прибыль = цена покупки – цена продажи.

Пример:
Продали за 200, выкупили за 150.  Прибыль: 200 – 150 = 50.

Важно
Чтобы продать акции в шорт, которых у вас нет, нужно взять их у брокера в долг. За любые заёмные средства брокер ежедневно берет комиссию.
То есть, играя на понижение, вы всегда РИСКУЕТЕ БОЛЬШЕ.

Основное правило долгосрочного инвестирования — торгуйте в лонг.

Как составить простой портфель

Диверсификация — обязательный принцип для каждого инвестора, когда вы распределяете сумму по нескольким активам.

Со старта вам надо позаботиться о том, чтобы уменьшить (диверсифицировать) риски. А для этого разложите свой капитал по разным корзинам (активам РАЗНЫХ компаний). И если случится что-то с одним предприятием, вы потеряете деньги только на его акциях, а на остальных — нет.

Как это сделать?

Первая простая формула «40% на 60%»

Сколько вам сейчас лет, такой процент портфеля должен быть в более надёжном инструменте, облигациях, а всё остальное — в акциях.

Например:
Вам 40 лет. Значит, 40% облигаций и 60% акций.

Почему такая структура портфеля позволит уменьшить риски?

Акции являются более рисковым инструментом по сравнению с облигациями. А в молодости вы можете позволить себе рисковать. В зрелом же возрасте вам нужна стабильность, поэтому лучше прибегать к более прогнозируемым и надёжным инструментам. К облигациям.

Это не идеальная структура портфеля, а только один из примеров.

Урок 2. Как выбирать акции

Вторая формула — покупать компании из разных отраслей.

Для начала это могут быть 2-3 компании в 2-3 разных отраслях. Таким образом, у вас получится 6-9 компаний из разных отраслей, плюс часть портфеля в облигациях.

Вот вы и сформировали грамотную структуру портфеля, осталось только выбрать активы. Об этом ниже.

Хороший актив или нет — как определить

На прошлом уроке мы познакомились с таким понятием как «мультипликатор» и увидели, как выглядит процесс оценки компании. Теперь рассмотрим основные показатели, на которые стоит смотреть, и как можно «бегло» определить: хороший актив для вложений или нет.

Чистая прибыль

Один из главных показателей работы компании. Это те деньги, которые остаются после уплаты всех обязательных платежей, налогов, сборов и т.д. Согласитесь, чем больше чистая прибыль, тем больше денег компания может направить на развитие бизнеса или на выплату дивидендов.

Активы

То, чем обладает компания: земля, здания, машины и т.д.

Чем больше активов у компании, тем она должна быть дороже, потому что активы можно распродать и получить за них деньги.

Выручка

Те деньги, которые получает компания за оказанные услуги или проданные товары. Если выручка из года в год у компании увеличивается, это хороший знак. Значит, компания развивается и продаёт больше товаров/услуг.

Долги или обязательства

Почти весь крупный бизнес построен на заёмные деньги. Компании берут деньги в банках и на них покупают активы, запускают новые проекты и увеличивают выручку. Это нормально и правильно. Нужно только следить за тем, чтобы долгов не становилось слишком много и выплаты по ним не приносили проблем. Подробнее об этом будем говорить на нашем основном курсе.

Капитал

Деньги и имущество, которое принадлежит компании.

Пример:
Компания купила производственного оборудования в кредит на 10 лет. Это актив, но он куплен на заёмные деньги. То есть, выходит, что активов стало больше, но и долгов теперь больше. А значит, капитал компании остался прежним.

Капитал — это то, что напрямую принадлежит компании. По формуле это выглядит следующим образом: капитал = активы – долги.

Откуда узнать эти данные

Показатели можно получить из финансовой отчётности компании. Все компании, представленные на бирже, обязаны предоставлять свою отчётность.

Данные из отчетности удобнее смотреть на сайтах агрегаторах, которые собирают информацию о всех компаниях представленных на бирже:

Smart-LAB, Investing.com, FINVIZ.com, Yahoo Finance, FinaSquare

В первую очередь нам важна динамика изменения цифр:

  • Если чистая прибыль компании растёт, это хорошо;
  • Если активы компании растут, это хорошо;
  • Если выручка растёт это хорошо;
  • Если долги уменьшаются это хорошо;
  • Если капитал компании увеличивается это хорошо.

Справедливы и обратные изменения:

  • Если чистая прибыль уменьшается — плохо;
  • Если активы уменьшаются — плохо;
  • Если долг растёт — плохо.
  • И так далее.

Обратите внимание!

Показателей, которые мы рассмотрели выше, недостаточно для успешной торговли на бирже.

Пример:
Чистая прибыль компании 10 000 рублей, но её стоимость 1 000 000 рублей, то это не очень интересно, т.к. необходимо 100 лет, чтобы компания окупилась. А вот если у компании чистая прибыль 100 000 рублей и стоимость 1 000 000, то ей необходимо 10 лет, чтобы окупиться. Уже намного лучше.

Учесть такие нюансы нам помогут мультипликаторы, которые позволяют оценить компанию с разных сторон.

12 простых формул для оценки компаний

Чтобы оценить или сравнить привлекательность разных компаний, инвесторы используют специальные формулы или мультипликаторы.

1. P/E (Price/Earning)

Этот мультипликатор показывает отношение текущей стоимости к её чистой прибыли, говорит нам о том, за какое время компания окупит свою стоимость.

Пример:

Текущая стоимость компании — 1 000 000 рублей, а чистая прибыль каждый год — 245 000 рублей.

Считаем по формуле: стоимость / чистая прибыль.

1 000 000 / 245 000 = 4,08. То есть, компании необходимо около 4 лет, чтобы окупить свою стоимость.

Чем ниже мультипликатор P/E, тем лучше:

  • Для российского рынка показатель больше 8 — это уже повод отказаться от инвестирования в такую компанию.
  • Для американского рынка средний P/E сейчас в районе 28. Если больше, то уже необходимо смотреть на актив внимательнее.

Вообще мультипликатор P/E — это ориентир, на который стоит смотреть в первую очередь.

2. P/B (Price / Book Value)

Показывает отношение текущей цены к её балансовой стоимости (это всё то, что находится на балансе компании и принадлежит ей, то есть, капитал компании).

Пример:

Капитал компании — 10 000 000 рублей, а её текущая цена — 5 000 000 рублей.

Это хороший вариант, если мы купим компанию за эту цену и просто распродадим весь капитал — мы заработаем в 2 раза больше денег.

Пример из жизни: мы купили портфель на барахолке за 10$. Внутри него находятся вещи. Мы продаём все вещи по отдельности и получаем за них 20$. Выгодная сделка, не так ли? 😀 Вот мультипликатор P/B именно про это.

Пример расчёта. Цифры беру из прошлого примера: 5 000 000 / 10 000 000 = 0,5.

P/B <= 1 это очень круто. Значит у компании капитала больше, чем ее текущая стоимость.

Мультипликатор P/B — хороший инструмент для поиска недооценённых компаний.

3. P/S (Price/Sales)

Показывает отношение текущей цены к выручке.

Нормальным показателем считается меньше 2, а отличным — меньше 1. Это указывает на недооценённость компании.

Пример расчёта:

Текущая цена: 25 000 000 руб, а выручка компании в год — 20 000 000 руб.

P/S = 25 000 000 / 20 000 000 = 1,25.

Хорошая цифра, на которую можно ориентироваться.

4. L/A (Liabilities/Assets)

Этот мультипликатор показывает отношение долга к активам.

Как я говорил, компании развиваются на заёмные средства. Так вот мультипликатор L/A показывает в процентах, сколько заёмных денег у компании, что очень важно для её оценки. Если значение меньше 50%, значит, компания развивается преимущественно на свои деньги, и это хорошо. Но если коэффициент больше 50%, значит, у компании много долгов (обязательств) и она развивается за чужой счёт.

Лучше смотреть на компании с низким мультипликатором L/A, т.к. у них есть поле для манёвров. Им охотнее выдадут кредит, и они могут быстро нарастить свои активы. А когда у компании итак много долгов, брать новые долги ей сложнее.

5. ROS (Return on Sales)

Показывает, сколько процентов в выручке составляет чистая прибыль и насколько эффективно компания работает с издержками.

Пример:

Компания сделала выручку 1 000 000 рублей.

Из них чистая прибыль — 500 000 рублей.

Формула: чистая прибыль / выручка х 100%

500 000 / 1 000 000 х 100% = 50%

Чем выше показатель, тем лучше.

6. ROE (Return on Equity)

Показывает, насколько компания эффективно пользуется собственным капиталом. Чем выше показатель, тем лучше.

Рассмотрим мультипликатор на примере двух магазинов:

  • Первый — на 200 кв. метров. Большой собственный капитал: много товара и торгового оборудования.
  • Второй на 100 кв. метров. Собственный капитал в 2 раза меньше: меньше товара и меньше торгового оборудования. При этом оба магазина показывают одинаковую чистую прибыль.

Эффективность второго магазина в 2 раза выше, т.к. у него меньше собственный капитал и больше прибыль.

Чем выше значение, тем лучше.

7. ROA (Return on Assets)

Похожий показатель с ROE, но только в расчёт берутся все активы компании, а не только собственный капитал.

Чем выше значение, тем лучше.

8. EV (Enterprise Value)

По сути это «реальная» стоимость компании. Ведь, когда вы её покупаете, вы получаете эту компанию с текущими долгами и деньгами на счету — мультипликатор EV позволяет это учесть. Формула следующая: цена компании + долги – деньги.

Пример:

Компания стоит на рынке 1 000 000 рублей. У неё долгов на 500 000 рублей и денег на счету на 50 000 рублей.

EV = 1 000 000 + 500 000 – 50 000 = 1 450 000. Таким образом «реальная» цена компании будет не 1 000 000 рублей, а 1 450 000. Всё из-за долгов.

Пример из жизни:

Вы хотите купить машину и решили пойти сложным путём: найти дешёвый вариант в аварийном состоянии и вложить денег в ремонт.

  • Цена аварийного авто: 3000$
  • Цена ремонта: 1000$

После покупки машины вы нашли в бардачке 500$. Везунчик, что тут скажешь 😀

Итоговая цена за авто получилась 3000 + 1000 500 = 3500$. Это «реальная» стоимость

9. EV/EBITDA

Можно назвать это «улучшенным» мультипликатором P/E.

EBITDA — это прибыль компании до выплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации.

Когда мы высчитываем P/E, то в расчёт берём чистую прибыль. А это виртуальный показатель. Более честный показатель — EBITDA. Беря в расчёт «справедливую» цену компании и EBITDA, мы получаем и более честную оценку компании.

Более подробно я буду об этом говорить в практической части на следующем занятии.

Главное запомнить — чем ниже этот показатель, тем лучше.

10. NetDebt / EBITDA

NetDebt это чистый долг. Показывает, сколько времени необходимо компании, чтобы расплатиться со своими долгами через получение прибыли.

11. Total Debt / Equity

Total Debt финансовый долг компании (только по кредитам и займам). Мультипликатор показывает соотношение финансового долга компании и её акционерного капитала.

12. Long-Term Debt / EBITDA

Long-Term Debt долгосрочная задолженность компании. Мультипликатор показывает, сколько времени потребуется компании, чтобы расплатиться со своими долгосрочными обязательствами из прибыли.

Итог

С основными понятиями разобрались. Теперь главный вопрос — как эту информацию использовать для оценки компании?

Всё очень просто: смотрим на мультипликаторы и на их динамику.

Значения мультипликаторов зависят от отрасли, в которой работает компания. Поэтому правильный путь — это сравнивать компании в одной отрасли.

Пример:

Вы хотите купить акции Лукойла.

  • Для начала оцените его мультипликаторы, может, вас что-то смутит.
  • Затем возьмите мультипликаторы компаний из отрасли: Башнефть, Газпром, Новатек и сравните их с Лукойлом.

Таким образом, у вас будет сформирована картина того, насколько компания эффективно работает.

Выполняя оценку компании по мультипликаторам, вы уже будете подходить к инвестированию на 95% лучше, чем обычный участник рынка, который работает наугад. У вас будет формироваться собственное понимание об активах, которые вы собираетесь купить.

Пошаговый алгоритм оценки компаний:

  • Нашли компанию в которую потенциально хотите вложиться;
  • Зашли на сайт Smart-Lab, Investing.com, FinaSquare;
  • Посмотрели на динамику основных показателей компании и ее мультипликаторов;
  • Сравнили мультипликаторы с ориентиром;
  • Оценили другие компании из сектора, чтобы понимать, какие мультипликаторы характерны для этого сектора;
  • По ходу сравниваете, насколько ваша компания эффективно работает по сравнению с конкурентами;
  • У вас есть чёткая картинка о компании, в которую вы хотите вложиться, и вы понимаете, хороший это актив или плохой.

Урок 2

Пролистать наверх